Июнь: полевые заметки
Первая половина июня – золотое время. Потихоньку спадает вода. Гнус ещё только появляется. На Тулымском камне в распадках в больших количествах лежит снег.
Я ехал в поле с тайной надеждой, что в пойме Лыпьи вновь появились овсянки-ремезы, но нет, чуда не произошло. К тому же в окрестностях заповедного хутора не стало певчих дроздов. Ближайшие «короли песни» обнаружились только в окрестностях урочища «Анчуг». Зато дрозды-дерябы, которые сравнительно недавно стали гнездиться в заповеднике, были на месте.
Колония дроздов-рябинников, что расположилась в лесу по левому берегу Лыпьи похоже увеличилась. Вероятно, этому способствовал прошлогодний урожай рябины. В остальном картина пернатой жизни в районе стационара мало отличалась от прошлогодней.
Вспышка июньской жары сразу вызвала массовый вылет слепней, которых на Вишере ошибочно называют оводами. Первыми появились самые крупные оленьи слепни, которые своими жёлтыми полосками напоминают ос, потом нарисовались и более мелкие, но не менее наглые бычьи слепни, у которых окрас рыжеватый. Как тяжело приходятся оленям и лосям при обилии этих страшных двукрылых! Одно утешает, что только при жаре эти кровососы разводятся в большом количестве.
Возле стационара по-прежнему живут чечевицы, самцы которых носят красный мундир и спрашивают про Витю. Нынче я обратил внимание, что Лыпьинские чечевицы задают очень конкретный вопрос: «Ты Витю видел?». А серые самки кормились свежей зеленью ив, не особо обращая на нас внимание. Им надо правильно питаться, ведь нести яйца – дело энергоёмкое.
А на одуванчиках, впрочем как и на распустившихся цветках пионов, снова стали ползать любители пыльцы – цветочные усачи. Всё-таки лето…
Василий Колбин, заместитель директора по научной работе
Фото автора