Логотип

Зима на заповедной территории

В первых числах ноября сотрудники заповедника «Вишерский» провели инспектирование территории. Попутно была произведена заброска грузов на самый дальний кордон заповедника – кордон Мойва.

И все-таки два километра до Мойвы дойти не удалось, потому что обмерз водяной сброс. Поэтому пришлось добираться пешим ходом.

…Что и говорить, вот и пришла зима в Вишерский заповедник. Морозы стоят уже больше двадцати градусов, а красавица Вишера не хочет подчиниться морозам и все так же несет свои воды. Но осталось ей совсем недолго, по берегам реки уже значительные забереги, да и по середине плывут разной величины «снежные острова». Скоро, совсем скоро мороз скует в ледяной панцирь величавую реку.

Природа как будто замерла в ожидании какого-то чуда, березы и ели посеребрил иней. А вот и кедры стоят не шелохнутся, как будто говорят: «Смотрите какие мы красивые». Хочется вдохнуть побольше чистого таежного воздуха и насладиться всем этим великолепием!

Зима на заповедную территорию всегда приходит в ноябре. Над тайгой «зависли» снежные тучи, которые сыплют и сыплют снегом. Случается, за ночь падает до 30 см снега, а выше в горах — и больше.

Ветры гоняют на реке большие поля тонкого льда. Лед крошится, громоздится пластами друг на друга, торосится, пока не застынет под ноябрьскими  морозами. На кордоне Лыпья уже отмечалось уже минус 23.

В ясные морозные в воздухе появляются мириады мельчайших снежных иголочек. Как красивы они, когда их пронизывают холодные лучи восходящего солнца! Они отражают тогда такую гамму цветов, что кажется, все вокруг залито  мерцающим светом рассыпавшейся на частицы радуги.

Приглядевшись к висящим над головой узорам еловых  лап, можно заметить, как они, час назад серебрившиеся от осевших на них за ночь миллионов снежно-ледяных кристалликов, теперь стали темнее. Они освободились от этих невесомых странников, осыпавшихся под действием солнечных лучей.

Прошел час. Солнце поднимается повыше и убивает красоту, им же созданную.  Изморозь тает в воздухе как чудесный призрак рождающегося дня.

Тишина какая! Настоящее сонное царство. Здесь над головой, в деревьях, под ногами укрылся в земле, в стволах, корнях, под корой мир насекомых, не ведающих зимы. Кто лежит в свернутом трубочкой листике, кто в хитроумно сплетенных каморках — кокончиках, а кто выпилил в древесине уютную комнатку. Не страшны им морозы, своего часа они дождутся. Живы и растения под снегом. Если где-нибудь на берегу таежного ключика раскопать снег, вырвется оттуда тонкий  аромат куста шиповника  или багульника, что и июль позавидует.

Очень заметное явление в зимней тайге — наледи. Бежала, переливалась в своих лабиринтах подо льдом струя воды. Но вот впереди преграда — до дна промерзло. Вода скапливается в пустотах, ее становится все больше. И сила, подобная могучей силе пробивающегося зеленого ростка, взрывает лед. Теплая, нагретая землею, разбегается прямо по матовой от стужи ледяной поверхности прозрачная водичка. Над ней тотчас начинает клубиться густой пар — от мороза. Тоненьким слоем, так и кажется — босиком, бежит и бежит по льду вода. И уж когда-то, словно придя в себя от изумления, накрепко схватит мороз свою невольницу…

- В целом, наша экспедиция прошла в достаточно трудных зимних условиях. Из-за низкой температуры - минус 23 градуса -  от попадания воды обмерзли винты судна, нам пришлось разжигать костер на берегу, чтобы нагреть воду и растопить на них лёд. И это было очень серьезно, поскольку все происходило в условиях темноты, - рассказывает директор заповедника «Вишерский» Павел Николаевич Бахарев. – Тем не менее, все грузы были доставлены по месту назначения. И жители зимнего кордона уходят в нынешнюю зиму с достаточным запасом продуктов и бензина. Ну а сотрудники кордона перед предстоящей зимовкой смогли еще раз пообщаться с коллегами, им теперь нескоро предстоит новая встреча.

Пресс-служба заповедника «Вишерский»

Фото Антона Бахарева