Логотип

Земля заповедная: Хозяин тайги... пока спит

Бурый медведь (Ursus arctos  L.) является обычным и одним из многочисленных видов крупных хищников на территории заповедника «Вишерский».

Жизнь хозяина тайги в течение года разделена на два периода: активный -  весеннее-летне-осенний, и пассивный  – зимний. Вообще, зима – это всегда серьезное испытание для медведей. Животные должны к ней хорошо подготовиться: «нагулять» достаточный запас жира и обустроить место для зимнего сна. Не залегший в спячку медведь обычно обречен на гибель от голода и холода.

Предчувствуя холода, медведи обустраиваются  на зиму в более глубокой берлоге, стараются хорошо утеплить ее. Ведь это зимнее убежище зверя, которое обеспечивает условия, позволяющие пережить длительный период неблагоприятных кормовых и погодных условий с минимальными затратами энергетических ресурсов.

Обычно место под берлогу медведи начинают себе искать в конце сентября-начале октября: косолапые предпочитают обустраивать свое жилище либо в светлых участках леса, на опушках, либо, наоборот, в ельниках. Место должно быть безопасным, к примеру, чтобы его не залило водой. Надежности медвежьей берлоге придает и узкий лаз, который снежной зимой отыскать под силу только опытному таежнику.

Средние сроки залегания бурых  медведей в берлоги в заповеднике «Вишерский» приходятся на последнюю декаду октября и первую декаду ноября. Медведи могут находиться там  до шести месяцев в году. Первыми на зимовку укладываются самки с малышами-первогодками и молодые особи. Они ложатся раньше и выходят из них весной позже взрослых самцов.  Массовый отход к берлогам происходит с середины октября. Две-три недели звери проводят у своих жилищ: некоторое время могут еще выходить из них, днем лежать рядом, а ночью прятаться внутри.

Первое время медведь лежит очень «чутко»: и если его вспугнуть, то он уйдет. А потом будет еще долго выбирать место, где можно спокойно спать до весны. Кстати, косолапые предпочитают залечь в спячку перед снегопадом, чтобы «белое покрывало» надежно скрыло его следы. Мишка спит на боку, свернувшись клубком, иногда на спине, реже сидит, опустив голову между лап.

 

По форме медвежьи берлоги можно разделить на три группы. Первые - грушевидной формы, с хорошо выраженным удлиненным лазом между «челом» (отверстием берлоги) и берложной камерой. Вторые - шарообразной или яйцевидной формы, без продолговатого лаза. Третьи - черепашьей формы, с плоским овальным дном.

В районе кордона «71 квартал» на достаточно открытом и освещенном участке ельника госинспектор Анатолий Собянин обнаружил  берлогу «верхового» типа, что располагалась под корнями  упавшей ели. «Чело» ориентировано на север.

Рядом с «жилищем» «научники» установили  две фотоловушки «Филин-120». После обследования выяснилось, что в ней зимовал одиночный медведь с  шириной пальмарной мозоли передней лапы 13 см. На снимках отчетливо видно, что медведь перед залеганием проводил работу по углублению и расширению места зимовки. Сама лежка была подтоплена талой водой. В качестве подстилки медведь использовал опавшие листья. После проверки фотоловушек оказалось, что фотокамеры в сумеречное и ночное время не сработали, хотя в дневное время они исправно производили видеосъемку.

По сведениям известного зоолога, который специализируется на изучении бурых медведей, Валентина Сергеевича Пажетнова (ФГБУ «Центрально-Лесной заповедник»), медведи выходят из берлог в дневное время, как правило, в ясный, солнечный день. Но в этом случае медведь вышел в темное время суток, что, возможно, объясняется осторожностью животного.

Жизнь медведя в берлоге поддерживается за счет жировых запасов, накопленных осенью. Процессы, протекающие у спящего животного, схожи на процессами, происходящими в организме голодающего человека. Но у медведя они идут, если можно так сказать, намного рациональнее. Косолапый после спячки полностью сохраняет мускулатуру и не испытывает чувства голода еще две недели. Этим объясняются его игровое настроение после выхода из берлоги и бесцельное бродяжничество в районе обитания.

 

На Вишерском Урале выход медведей из берлог происходит с третьей декады марта до конца первой декады июня. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход, и вместе с самцами поднимаются одиночные самки и молодые самочки первой брачной весны, семейные группы четвериков (трехлеток), третьяков (двухлеток) и второгодков (годовиков). Последними покидают свое жилище самки с сеголетками.

Выйдя из берлоги, зверь находится рядом с ней. Если ему никто не мешает, еще несколько дней по ночам он может возвращаться в берлогу. Первые лежки медведя, как правило, расположены в двух-трех метрах от «чела», затем зверь начинает отходить дальше. Днем, под солнышком, он отдыхает на открытом снегу, на ночь уже не возвращается в берлогу, а устраивается на снежных лежках.

Через три-пять дней медведь уходит от берлоги в поисках пищи. После пробуждения запасы жира стремительно расходуются – их необходимо восполнять. Начинается ранневесенний период питания, весьма скудный по количеству пищи. Косолапые  постепенно сосредотачиваются на первых проталинах с проростками трав, на солнечных склонах оврагов, на берегах незамерзающих речушек и ручьев. Часто выходят в пойму реки Вишеры, потому что здесь снег тает намного быстрее, а значит есть возможности найти разные коренья и личинок. Если повезет, то и отведать «деликатес» - с осени «задавленного» лося. Лишь бы не пришлось ни с кем делиться…

Так, три года назад в устье реки Чувалки госинспектор Дмитрий Мельник стал свидетелем настоящей драмы. На остатки туши убитого лося претендовали сразу два медведя. Итог схватки был предрешен: старший просто убил младшего и съел. Впрочем, ничего удивительного, очень часто взрослые крупные самцы убивают медвежат и молодых самцов, чтобы показать, кто в доме настоящий хозяин. Ну а каннибализм у косолапых – это так, пустяки, дело вполне житейское.

Для справки: Согласно данным «Летописей природы» заповедника «Вишерский» численность медведей ежегодно составляет 35–40 особей.  По сведениям Министерства природных ресурсов Пермского края средняя численность медведя в Пермском крае составляет 6500 особей.

Олеся Лоскутова, пресс-секретарь заповедника «Вишерский»