Три месяца лета
Лето в заповеднике «Вишерский» почти на исходе. А ведь еще недавно казалось, что оно будет длиться вечно. Вообще, если отмечать основные тенденции нынешнего года, то стоит отметить сильное запаздывание в развитии всех природных процессов, по сравнению со среднемноголетними данными.
К примеру, в середине календарного июня на склонах уральских гор царила весна – обстановка соответствовала началу-середине мая: на полянках и опушках криволесья вовсю цвели первоцветы. Их цветение завершилось лишь к концу последней декады июня. Листочки на берёзах и свежие хвоинки на лапках пихты и ели только-только начали разворачиваться. Травы горной тундре двинулись в рост к концу июня.
Первая декада июня оказалась самой холодной – в первых числах месяца выпал снег. Вторая декада, видимо подхватив эстафету первой, тоже не радовала – начались дожди. Правда, не столь продолжительные, но весьма обильные, вследствие чего уровень воды в Вишере был по-весеннему высок – поднялся на два метра.
Белая ночь на Вишерском Урале, безусловно, красивое… Море белого, жемчужного света. Кажется, что солнце не ушло за горизонт, а вселилось в тёмный безлюдный лес, спящую реку, в плывущие по реке деревья. Куда ни посмотришь, нет ни единой тени - всё скрадывает свет, кроткий и безропотный. Бледно-розовая дорожка на воде упирается в отвесный берег. Разбежавшись с высоты, падают в реку родники, и там, где он упали, бурлит вода.
Наступает один из самых красочных месяцев года в нашем северном краю - июль. Очень быстро, в течение двух-трех недель под кукование кукушки, отцветут многие растения местной флоры. Лето медленно, но верно «поднимается» в горы, в субальпийский и альпийский пояс хребтов, слагающих заповедник. Для научных сотрудников в это время важно отметить все явления в жизни растений, зарегистрировать начало фенологических фаз, поскольку полученные данные потом лягут в основу календаря природы, который ведет заповедник уже 27 лет.
Июль, пожалуй, один из самых ярких по цветности фенологических периодов в заповеднике. И глядя на бескрайние просторы лесов и гор, пожалуй, любой человек всегда остро ощущает величественную красоту уральской природы. Здесь, в дымке таежного марева, вечно царит покой. Стоит полная тишина. «Серость» курумников слегка разбавляют яркая луазелеурия распростёртая, изящно драпируя каменные россыпи ковриком из своих мелких листочков и многочисленных ярко-розовых цветов. Свою лепту вносят и кремовые соцветия дриады.
В распадках на северных склонах еще белеют не растаявшие за теплые дни снежники. Постепенно тая, они подпитывают талыми водами сотни крохотных ручейков и высокогорные болотца. Сливаясь друг с другом, многочисленные водные потоки быстро набираются сил и неспешно катятся вниз, на луговины и редколесья. Эта живописная природная зона, отделяющая безлесные уральские вершины от окружающих таежных просторов, в июле преображалась на глазах. На зеленых полянах, покрытых мягкой травой и мхом, цвели морошка и ветреница алтайская, гусиный лук. Густые ивняки, ельнички и перелески карликовой березы, чередующейся с зарослями колючего можжевельника, радовали своим ярким цветом.
На глазах менялись и заливные луга в поймах Вишеры. Они были пестрые, словно ситцевые. От цветов и трав в воздухе стоял насыщенный дух разнотравья. Насекомые хлопотливо покачивались на цветках, радуясь погожим дням. Месяц июль тоже оказался богат длинными днями, а еще и порадовал жарой.
В заповедных лесах в июле уже стоит густой, пахучий таежный дух. У самого берега Вишеры прямо из воды растут красноногие лопухи. В них собирается дождевая вода. Под лопухами, по дну Вишеры, снуют рыбешки величиной с мизинец. Это вандыши. Они весьма любопытны и прожорливы. Бросишь в воду хлебную корочку, вандыши мигом ее съедают. Ловкие, верткие, нахальные…
Вода в реке только-только возвращается на низкий летний уровень… А тут уже наступил август. Этот месяц особенный месяц для заповедных мест. Редкое утро уже выдаётся солнечным. Все чаще склоны гор закрывают дождевые тучи, термометр в утренние часы «выдает» ноль градусов. Днем же среди туч все-таки появляется солнце.
Таежная жизнь идет своими чередом. Порхают бабочки. Над заросшими высокой травой качаются верхушки могучих елей. Зреют ягоды. Да, только в вишерском августе ночи становятся цвета черники. Не потому ль наша ягода стала брендом нашего края. Ягод в этом году много, местами это уже сплошной синий ковёр из сизоватых бусин. «Черника зреет под комариные песни», — в старину замечали люди. И это действительно так, ведь путника здесь преследуют целые полчища комаров. Собирать ягоды в заповеднике нельзя. Сбор дикорастущей черники на территории заповедника запрещен. Если собирающего ягоду человека с ягодами или лукошком встретят сотрудники охраны, то ему грозит штраф. Так что остается просто вдоволь полакомиться на месте чуть сладкими ягодами с сизым привкусом вишерского тумана…
Олеся Лоскутова, пресс-секретарь заповедника «Вишерский»