Геолог по призванию души
Геолог. Работа сложная, но интересная. Правда, у этой профессии есть и обратная сторона: семьи, дети подолгу не видят своих родителей. Но геология — это своего рода болезнь: заразившись однажды, от нее никогда не избавишься…
И, как в любой другой науке, здесь есть люди, которые внесли огромный вклад, и чьи заслуги безо всякого преувеличения поистине бесценны. Одним из таких людей является Дина Валентиновна Черепанова, которая много 26 лет проработала в Мойвинской геологической партии.
- Дина Валентиновна, если говорить о начале, то каким оно было лично для вас? С какой производственной экспедиции всё началось? Расскажите о своём пути в геологию. Об отношении к своей профессии, с кем работали?
- Мой Путь в Геологию. Мой дядя был геологом, работал в Якутии, Казахстане, Урале. Его интересные рассказы о полевых сезонах, людях, природе, наверное, и послужили тому, что я поступила на геофак.
Первый и второй курсы - учебные практики здесь, на Урале. А после третьего и четвёртого курсов производственные практики - я на Кольском полуострове. В то время базы наших практик были раскиданы по всей стране: Дальний Восток, Сибирь, Средняя Азия, Урал, Кольский...
В нашей группе "разведчиков" (наша специальность - "разведка и поиски месторождений полезных ископаемых") я была одна девочка, в те времена девочек на факультет брали неохотно. Жили мы очень дружно, до сих пор постоянно на связи. А с ближними по давней традиции вместе отмечаем День геолога. Пока учились, часто ходили в походы, лазали по пещерам.
В 1963 году мы получили дипломы и разъехались кто - куда по своим направлениям: Киргизия, Сибирь, Кольский, Урал... Я уехала по спецвызову в Туву, где проработала 13 лет. Восточный, Западные Саяны, Центральная Тува. Замечательная страна! Я сразу и навсегда влюбилась в неё. Там и произошло моё становление как геолога. Коллектив Тувинской геологоразведочной экспедиции объединял в себе выпускников элитных вузов страны: Москва, Ленинград, Пермь, Томск, Иркутск... Тува - это интереснейшая Геология, удивительная Природа и совершенно необычный климат: суровые зимы (мороз под 50) и очень жаркое лето - до сорока градусов в тени.
Однако по вынужденным обстоятельствам пришлось вернуться на Урал, где и проработала остальные 30 лет. Из них - 26 лет в Мойвинской геологосъёмочной партии, предприятие "Геокарта-Пермь". Наши площади (Вёлсовская, Вижайская, Ниолсовская, Тулымская, а также Кваркушская) расположены на Севере Пермского края. Наши главные реки: Вишера, Мойва, Ниолс Вёлс, Улс.
И лишь последние три года моей работы (Троицкая и Нижне-Усьвинская партии) - это был Средний Урал.
В лихие девяностые и начало безбашенных двухтысячных Геология в стране рушилась, как отрасль. Исчезли крупные экспедиции, много опытных, маститых геологов оказались не у дел. И у меня тоже три года оказались невостребованными - каникулы между Мойвинской партией и Троицкой.
- А что для Вас значит Мойвинская партия?
- Мойвинская партия для меня - всё! Любимое детище! 26 годочков было отдано ей. Коллектив дружный - спетый и спитый (шучу). Мойвинская партия была организована в 1963 году. Её первый начальник был Аблизин Борис Дмитриевич - выдающийся Уральский Геолог. Он привёл с собой в "Мойву" геологов: Нельзина Лёню, Тихова Бориса, Пенягина Бориса - таких же молодых ребят, как и он сам.
Впоследствии Мойвинская партия воспитала достойных геологов: Попова Игоря Борисовича, Алексеева Виктора Яковлевича, Морозова Георгия Георгиевича, Рыбальченко Анатолия Яковлевича. Студенты многих лет считали престижным побывать в "Мойве" на практике.
- Расскажите о геологических изысканиях на территории заповедника "Вишерский". Какие открытия были сделаны?
- Мойвинская партия занималась геологической съёмкой и поисками масштаба 1:50 000. Геология наших площадей представляет огромный интерес. За десятилетия, которые партия работала на Северном Урале, многое менялось в геологическом восприятии региона. Менялись стратиграфические возрасты пород благодаря палеонтологическим находкам. Появлялись на картах новые интрузивные тела (граниты, пикриты, диориты...). Проявления полезных ископаемых, которые были обнаружены в процессе работ также вошли в анналы наших Отчётов. "Вейнберг" - золото-вольфрам-серебряное, в истоках р. Ниолс. "Цитрин" - хрусталеносное, в истоках р.Ольховка. "Аблизинское" - волфрамоносные скарны, на междуречье Большая Мойва - Ольховка. "Верхнемойвинское" - свинцовое, в истоках р.Б.Мойва.
Все наши площади с интересными рудопроявлениями ушли в заповедные Вишерские земли - т.е. в Вишерский заповедник.
-Дина Валентиновна, а что лично для Вас значит Вишера, заповедник «Вишерский»?
- Заповедник "Вишерский" - для меня отождествляется с нашими площадями: от истоков Вишеры до среднего течения Вёлса.
В те годы, что мы там работали, этот регион был открыт для любителей путешествий, и туристские группы постоянно навещали нас. Шли с Севера и с Востока; пешие и водники. Однажды даже спустилась с Муравья группа московских велотуристов.Велосипеды на плечах несли.
Многим настолько полюбились наши места, что они не раз возвращались. Так: Бобылёв Иван Тимофеевич (гланый режиссёр драмтеатра), его друг - Троегубов, Мухтаров Слава и другие. А Иван Тимофеевич учредил осенний День встречи "Друзей Вишерского заповедника". Он отдавал для этого Дня Малый зал своего театра. Собиралась большая дружная Семья. Мы смотрели фильмы, слайды, слушали песни и пели сами, общались. И это были Праздники! В один из первых праздничных сборов мы посмотрели фильм Михаила Заплатина "В горах Урала", который он снял в нашем Мойвинском поле в 1987 году.
- В отличие от других профессий, геология не только специальность, но и образ жизни. Трудно, будучи геологом, не писать стихи или прозу. Знаем, что Вы пишите стихи. В чем черпаете вдохновение?
- Стихи пишу давно. Иногда даже думаю стихами. В поле, когда много времени приходится тратить на подходы-отходы, порой стихи приходят сами. В кармане куртки всегда есть блокнот с карандашом. Правда, это было так раньше... Сейчас они (стихи) меня посещают редко.
В 2014-м году вышел мой сборник - "Рябиновые листья". Получился целый фолиант - захотелось охватить большой жизненный период - со студенчества по сию пору. Книга получилась ещё интересна тем, что в ней есть много фотографий. Помогал мне их обработать, скомпоновать в коллажи, мой студенческий друг - Гера Флаасс. Сейчас я закончила новую книгу "Жизнь моя - Геология" - проза, стихи.
Вот кое что из моих посвящений Мойвинцам:
Каледину Санечке 30.11.94.
Уж скольких Мойвинцев решённо
По жизни развели пути.
Мы ветки Дерева большого,
Дай Бог, ему ещё расти!
А нам, листами шелестящим,
К его стволу, к его корням,
К его негаснущим огням,
Вновь возвращаться в "настоящем".
К дымкам костров, к теплу ладоней,
К свечению родимых глаз...
Пусть собирает долго нас
За Мойвинским столом - "Сегодня"!
***
Вернуться бы туда ещё! Вернуться!
Испить воды их нашего ручья,
На жизнь свою, дорогу оглянуться,
К стволам кедровым тихо прикоснуться
И задремать у милого плеча.
Вернуться бы туда ещё! Вернуться!
Попеть в ночи с друзьями у костра.
И в птичьем гаме на заре проснуться,
И просветлённо в небо окунуться.
И дальше жить - мудрее, чем вчера!
***
Мойвинцам
Любите Мойву - нашу Родину,
Страну прекраснейших людей,
Чистейших рек и тропок пройденных,
Где жизни всей - водораздел!
Где зори алы и божественны,
Где травы тихи и цветы,
И останцы стоят торжественно,
И нет престольной суеты.
Берёзок платьица невестины,
Янтарность сосенных стволов,
И лики осени предвестные...
Где много дела, мало слов.
Где издревле святое братство
Хранит нас, пестует, ведёт.
Дай Бог, Душою не расстаться!
Мы вместе - сила и оплот!
Что и говорить, по натуре своей геологи совершенно особые, отличающиеся щедростью, открытостью, умением дружить. Ведь природа, физические нагрузки, полевые работы сближают, объединяют людей, как ничто другое. И для них геология — это любовь на всю жизнь.
Многие люди связывают свою жизнь с этой профессией, и редко кто жалеет об этом, скорее, напротив, благодарят судьбу за то, что та напрямую свела их с геологией — наукой, действительно, всеобъемлющей, которая объединяет самые различные отрасли знаний. Именно таким человеком и является Дина Валентиновна Черепанова.
Пресс-служба заповедника "Вишерский"