Логотип

Баргузинские «переселенцы»

В глухих таёжных лесах заповедника «Вишерский» обитает соболь (Martes zibellina). Согласно последним данным зимних маршрутных учетов сейчас на территории ООПТ насчитывается 180-230 зверьков.

Соболи Вишерского Урала всегда относились к тобольскому кряжу, имели сравнительно невысокие меховые качества. В прошлом веке зоолог-натуралист, Заслуженный деятель науки РСФСР Петр Мантейфель предложил качество меха местных соболей улучшить методом гибридизации. С этой целью и был рекомендован баргузинский соболь, имеющий красивый шелковистый мех высокого качества. По словам ученого, темная окраска меха является доминантным признаком, удерживается в различных климатических условиях, поэтому стойко может передаваться по наследству.

В декабре 1953 года с целью улучшения меховых качеств и укрепления популяции соболей в Пермскую область было завезено 94 баргузинских соболя (Martes zibellina princeps Bir), которые были отловлены в Бодайбинском, Киренском, Мамско-Чуйском районах Иркутской области. Партия состояла из 42 самок и 52 самцов.

Соболей выпустили на северо-востоке Красновишерского района в бассейне реки Велса, являющимся левым притоком Верхней Вишеры. Здесь организовали заказник общей площадью около 500 квадратных километров, установили постоянную егерскую службу.

В декабре 1953 года первую партию «переселенцев» «забросили» выше устья Шудьи, в 15 километрах от поселка Велс. Последующие партии расселялись в пойме реки Велса по два зверька: самец и самка через каждые 1,5-2 километра. Последнюю партию зверьков выпустили около устья Мартайки, в 45 километрах от поселка Велс. Протяженность линии выпуска составила около тридцати километров.

Выпуск в 1953 году баргузинских соболей как раз совпал с неблагоприятным в кормовых отношениях годом на Северном Урале. Наблюдалась депрессия численности мышевидных грызунов и белок. И потому в зимнем рационе соболя существенное значение имел рябчик. Ловкий хищник активно охотился за ним в поймах мелких рек. Такая же картина была и в 1954 году. Именно по этой причине зверьков пришлось своевременно подкармливать, что, в свою очередь, и спасло их неминуемой от гибели и в какой-то степени по способствовало удержанию около мест первоначального расселения. Некоторое время после выпуска соболи держались плотным кольцом, оттесняя куниц к периферии заказника и в верхние пояса гор. Но постепенно зверьки стали осваивать и другие территории. И уже через некоторое время соболей с ушными кольцами стали встречать в Ивдельском районе Свердловской области.

В ноябре 1956 и феврале 1959 годов проводились полевые исследования на семи пробных площадях (8100 га) и линейных маршрутах, общая протяженность которых составляла около 160 километров. Данные исследований таковы: при проведении количественного учета в ноябре 1956 года была установлена высокая плотность заселения темнохвойных лесов заказника баргузинскими соболями: один соболь на три квадратных километра. Правда, уже через три года, ученые констатировали факт: баргузинские соболи по-прежнему сохранились в заказнике, однако плотность их заселения уменьшилась до одного зверька на 10 квадратных километров.

Почему это случилось? Все просто. Расселившись, соболи оказались в окружении численно превосходящей их куницы. Некоторые из зверей скрещивались с ней, что и уменьшило популяцию «чистокровных «баргузинцев». И потому об укреплении популяции соболей в Пермской области говорить не приходится. Зато увеличилось количество кидусов с темно-шелковистой окраской меха…

P.S. Выражаем слова искренней признательность за помощь при подготовке материала биологическому факультету Пермского государственного национального исследовательского университета.

Олеся Лоскутова, пресс-секретарь заповедника «Вишерский»

Фото на превью Артура Мурзаханова; в тексте - Василия Колбина, Виктора Семенова, Сергея Зимина