Топонимика

Священные места

Никуда не деться от наблюдений нескольких поколений туристов, геологов и местных жителей, которые сообщают о некоторых загадочных событиях в районе. Порой не всегда их можно описать и оценить точными физическими величинами. Таинственные силы проявляются на хребтах Молебном, Муравьином, Тумкопае, Холат-Сяхль. Влияние на людей различное. Горы благоприятствуют тем, кто странствует с открытой душой, добрыми побуждениями.

Священным  может быть любое место: возвышенность, необычного вида останец, или место, где когда-то произошло памятное событие. В понимании охотника манси места эти - территории заповедные, особые. Негласный запрет существовал на охоту, а также на любой род повседневной деятельности. Не приветствовалось посещение этих мест женщинами, а также юношами, не достигшими совершеннолетия. Однако здесь имелось одно исключение из правил. Было место, куда женщинам не возбранялось ходить. Таким местом на Вишерском Урале был находящийся на обширной священной территории Молебного камня культовый отрог Пыпка-Нёл. Около него женщины обычно просили о рождении детей и об удачных родах. Мужчины это место не могли посещать и всячески его обходили.

Здесь открываются истины, которым не научат самые мудрые книги и учителя. Нужно только уметь замечать, воспринимать знаки и события, встречающиеся на вашем пути, откладывающиеся в вашем сознании и подсознании, закоулках памяти. События, изменяющие, в конце концов, всю вашу жизнь…. Об этом же говорилимансийские шаманы. Превратившись в наш бурный век в простых людей, они не растеряли знаний и навыков своих предков. Но последние из последних унесут их с собой в подземное царство Куль-Отыра, если сыновья не смогут или не захотят их перенять. Таков уж дошедший до нас из тьмы веков обычай.

 

Запретным и, может быть, самым таинственным местом, являлся Большой Молебный Камень — Ойка-Чахль. На его вершину разрешалось заходить, только шаманам. Среди каменистых, усыпанных чашевидными выемками -«цирками» склонов прятались тайные молебные поляны, на которых восставали из земли выдолбленные из твердого темного кедра болваны — менквы. Они, количеством семь штук, защищают святилище от непрошеных врагов.

Центральное же место занимает главный бог, лиственничное изваяние которого возвышается над замшелыми глыбами и всем прочим, обыденным, окружающим миром, уже лет двести. Грубо высеченные, страшные черты лица смотрят в сумрачные дали, охраняя покой и мир. У подножья Мир-Сусне-Хума (Верховного божества), подарки — всевозможных времен монеты, завернутые в цветные лоскуты гильзы, кусочки серебряной фольги, истлевшие шкурки, женские бусы из бисера, золотые серьги, серебряные чаши. На камнях звериные черепа. Это были подарки богам, скопившиеся за несколько веков, многие поколения людей из разных мест прикасались к ним

Мансийская топонимика Вишеры

В качестве вечного напоминания о самобытной жизни древнего народа сохранились на картах заповедника старинные названия горных хребтов, рек и лесных урочищ. Сложные имена, столь непривычные русскому слуху, очень точны и показательны. Это и не удивительно. Ведь на ровной поверхности тундры и среди дремучей таежной глухомани даже самые незначительные вершинки, ручейки и ложбины являлись важнейшими ориентирами. Так и получили свои необыкновенные названия хребты, вершины, реки и озера заповедной Вишеры. В каждом звучном имени географических объектов заложен особый смысл. Некоторые названия берут свои начала из мансийских преданий, а другие просто соответствуют очертаниям и свойствам названых объектов. В любом случае, глядя на карту Вишерского Урала удивляешься поэтичности и красоте мансийского языка.


Нынешние туристы, начиная свое путешествие с реки Вишеры в район хребтов Чувала, Ишерима, Тулыма, Молебного или Муравья, вряд ли задумываются о том, что пользуются старыми вогульскими тропами. В 80-90-х годах XX столетия перегонные тропы были заброшены и сильно заросли. Однако на стыке столетий были восстановлены усилиями администрации и работников ГПЗ «Вишерский» и переехавшей на эту территорию с р. Кул (Свердловская обл.) семьей Бахтияровых.



Мансийские названия гор и рек заповедной Вишеры

(По материалам, собранным И.Б. Поповым)

Названия гор Тулымско-Чувальского (западного) горного узла заповедника

Мансийское название
Название, используемое на картах и при повседневном общении
Перевод мансийского названия
Что обозначает
Лув-Нёр
Тулымский камень (Тулым)
Лошадь-гора или Лошадиный хребет
Самый высокий и протяженный горный хребет заповедника, расположенный к западу от осевой цепи Уральских гор.
Улас-Войпи-Сяхл
Улас-Войпи-Чахль
Гора, похожая на стул
Довольно протяженный (около 1 км) горный выступ на ровном плато Лиственничного камня издали по форме напоминающий гроб.
Яп-Кангк
Курыксар (Курыксор, Петушиный гребень)
Мудрый старший брат
Невысокий, протяженный горный хребет, расположенный рядом с Вишерой.
В названии, вероятно, имеется в виду «старший брат» реки Вишеры, возвышающийся прямо над ее берегом.
Линьва (Лыньва)
Чувал
Колышущаяся болотина
Имеется в виду северная часть хр. Чувал, где берут начало Малый Лиственничный ручей и другие притоки Большой Мойвы, долины которых нередко заболочены. Само слово «Чувал» обозначает каменную печь. Это самый южный хребет западного горного узла заповедника.

 

Названия гор центрального горного узла заповедника

Мансийское название
Название, используемое на картах и при повседневном общении
Перевод мансийского названия
Что обозначает
Хомги-Нёл
Хомгинел
Отрог с большими снежными застругами (надувами)
Высокий горный отрог, отходящий к северу от горного узла Ишерима, Ольховочного и Молебного. На некоторых картах этим названием неверно именуют самую северную, пониженную часть хр. Молебный камень.
Сат-Хум-Нёл
Ишерим (Исирум, Ассирма)
Отрог семи мужиков (Отрог семерых)
Одна из самых высоких гор заповедника, расположенная в центральном горном узле. Несколько местных вариантов названий возможно связано не только с особенностями перевода, но также с сильной расчлененностью Ишерима, обилием его вершин, отрогов и седловин, многие из которых наверняка носили свое имя.
Салим-Хум-Нёл
Отрог богатого пастуха, пастуший нос
Салинг-Хум-Катэ-Пелым-Нёл
Отрог, где пастух проткнул свою руку
Ялпынг-Нёр
Молебный камень
Священный хребет
Один из крупнейших хребтов заповедника. Пограничный горный массив, между Европой и Азией, Пермским краем и Свердловской областью.
Ойка-Сяхл
Ойка-Чахль
Старик (хозяин) гора
Самая высокая вершина Молебного камня.
Эква-Сяхл
Эква-Чахль
Старуха (хозяйка) гора
Вторая по высоте вершина Молебного камня.
Пыпка-Нёл
Пыпка-Нёл
Ровный отрог
Западный отрог хр. Молебный камень, спускающийся р. Малой Мойве.
Пур-Лахтын-Сори
Пурлахтын-Сори (Пурлахтынсори-Чахль)
Жертвенная седловина или Седловина бескровной жертвы
Седловина Молебного камня, расположенная между вершинами Ойка-Чахль и Эква-Чахль, на которой приносились дары богам.
Хусь-Ойка
Муравьиный камень
Старик слуга
Один из самых протяженных и высоких хребтов центрального горного узла. От Молебного камня и Ишерима отделен долиной р. Малая Мойва.
Ху-Сойк
Главная вершина хребта Муравьиный.



Названия гор северного горного узла заповедника

Мансийское название

Название, используемое на картах и при повседневном общении

Перевод мансийского названия

Что обозначает

Ось-Нёр

Ошеньер (Ошьнёр, Оше-Нёр, Ош-Нёр)

Узкий (осевой) хребет, в другом варианте Медведь-гора

Узкий, протяженный (около 10 км) осевой хребет, отделяющий верховья р. Вишера от притоков р. Лозьва. Проходит по границе Пермского края и Свердловской области к северу от Молебного камня, между вершинами Саклаимсори-Чахль и Лёнчи-Чахль.

Яны-Ёмки

Лопьинский камень или Яныёмки

Большие Емки

Протяженный платообразный хребет с отдельно стоящими скалами останцами. Отделяет долину р. Лопья от верховий Вишеры. Традиционное пастбище домашних оленей.

Саклаим-Сори-Сяхл

Саклаимсори-Чахль

Гора рядом с седловиной сломанных бус

Самая северная точка заповедника и Пермского края. Единственный на Урале естественный водораздел притоков трех великих рек: Камы, Печоры и Оби.

Пасарват-Мунин-Нёл

Пасарват-Мунин-Нёл

(Вишерский камень)

Отрог со скалами останцами на р. Пазарье

Небольшой по протяженности горный отрог с массивами скал останцов, издали напоминающих зубчатую спину дракона. Тянется вдоль левого берега р. Пазарьи (самый верхний участок Вишеры).

Сампал-Сяхл

Сампалчахль

Одноглазая гора

Крупная вершина северного горного узла. Расположена на границе Пермского края и свердловской области между Ошеньером и Молебным. На верхушке этой горы имеется каменное образование, лучше заметное при взгляде с севера. Издали оно чем-то напоминает одинокий глаз, глядящий в небо.

Хоз-Нёл

Хр. Вишерский камень с горой Хознёл

Длинный отрог

Протяженный отрог северного горного узла, с несколькими крупными массивами скал останцов. Отделяет долину р. Пазарья (верховья Вишеры) от долины р. Хальсория (Малая Вишера). Часто Хознёлом именуют только главную вершину этого отрога, называемого на картах Вишерский камень.

Мунин-Тумп

Мунинтумп

(Армия)

(на многих картах гора неверно именуется Сампалчахль)

Гора (ровное плато) со скалами останцами

Невысокая, подковообразная, отдельно стоящая гора. От Муравьиного камня отделена долиной р. Ниолс, от хр. Яныемки – долиной Вишеры. Южная часть Мунинтумпа славится мощным массивом высоких скал останцов, напоминающих огромный каменный город или гигантскую зубчатую спину дракона. Редко употребляемое русское название этой горы – Армия.



Названия гор южного горного узла заповедника

Мансийское название
Название, используемое на картах и при повседневном общении
Перевод мансийского названия
Что обозначает
Морт-Ойка




или
Лялянгк
 
Мартай
Старик-Морт (одна из народностей коми)
Замерзший (мерзлый) напротив
(или кусок мерзлой земли (по И.Б. Попову))
Самая высокая гора южного узла. Расположена на территории охранной зоны заповедника на левом берегу р. Велс.
Название возможно связано с видом на обледеневшую вершину Мартая, расположенную напротив г. Путтумп или НятайТумпа.
Пут-Тумп
Путтумп
(Замочный камень)
Котёл-гора
Невысокий, подковообразный хребет южного горного узла, внешне по форме напоминающий гигантскую дужку замка или перевернутый боком котел.

 

Вишера и ее притоки

Мансийское название
Название, используемое на картах и при повседневном общении
Перевод мансийского названия
Что обозначает
Пасар-Я
Пазарья
Большая вода
Мансийское название участка р. Вишеры от истока до места слияния с Хальсорией.
Халь-Сори-Я
Хальсория
(Малая Вишера)
Река с березовой седловины
Самый верхний крупный правобережный приток Вишеры.
Мань-Лох
Маньлох
Маленький котлован (скорее лог, выемка)
Крупный горный ручей - левый исток р. Хальсория.
Танкващи-Я
Танкосия (Танкосья)
Речка с большими кочками
Правый приток Велса, берущий начало с восточного склона Чувала.
Хомги-Лох-Я
Хомгилохья
Река, вытекающая из лога горы с большими снежными застругами
Крупнейший левый приток Малой Мойвы, берущий начало на склонах хр. Хомги-Нёл.
Муй-Я
Мойва
Гостевая река
Крупнейший правобережный приток на заповедном участке Вишеры.
Есть другая версия происхождения названия с языка Коми: Муй-Ва – Бобровая река.
Пут-Тумп-Лох-Я
Путтумплохья
Река, вытекающая из лога горы Путтумп
Небольшой левобережный приток Велса.
Лыньва-Овыл-Тумп-Я
Большая Мойва
Река, которая вытекает с горы в конце Лыньвы (Северный Чувал)
Протяженный верхний участок р. Мойвы от истока до места слияния с Малой Мойвой.
Нерп-Винне-Сори-Я
Малая Мойва
Река, вытекающая из седловины, где добывают краску
Крупнейший правобережный приток р. Мойва.