Права инспекторов охраны

Права государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставлены следующие права:

  • Осуществлять доставление (принудительное препровождение) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст. 27.2 КоАП);
  • Проводить личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7 КоАП);
  • Осуществлять досмотр (то есть обследование) транспортно­го средства (ст. 27.9 КоАП);
  • Производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, тер­риторий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП);
  • Производить изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП);
  • Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или пред­метами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу, осуществляется в присутствии двух по­нятых. Об изъятии составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии со ст. 26.7 КоАП изымаемые документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных.

Необходимо отметить, что и статья 34 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — ФЗ «Об ООПТ») устанавливает право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков «изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы».

Под этими т-рминами на практике следует понимать:

  • «орудия незаконного природопользования» - предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира либо иных способов неза­конного природопользования (например, добычи общедоступ­ных полезных ископаемых, снятия плодородного слоя почвы, сбора минералогических или палеонтологических коллекций, поджега лесного массива) (оружие и иные приспособления, используемые для охоты, орудия рыболовства, бензопилы, иные орудия лесопользования и т. п.);
  • «продукция незаконного природопользования» - животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция;
  • «транспортные средства» - плавучие (в том числе их части -подвесные лодочные моторы), наземные (в том числе гужевой транспорт) и иные транспортные средства, используемые для транспортировки нарушителей, орудий и продукции незаконного природопользования;
  • «соответствующие документы» - документы, связанные с охра­ной окружающей среды и использованием природных ресурсов (разрешения, лицензии, лесные и лесорубочные билеты, ордера на отпуск леса, охотничьи и рыболовные билеты и т.п.).

 

  • Производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения.
  • Составлять протоколы об административных правонаруше­ниях (ст. 28.3 КоАП).
  • Выносить определения о возбуждении дела об администра­тивном правонарушении и проведении административного правонарушения (ст. 28.7 КоАП).
  • Проверять (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»):
    • разрешения на право пребывания на территориях заповедников и национальных парков у лиц, находящихся на этих территориях;
    • документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территориях заповедников и национальных пар­ков и их охранных зон.
  • Задерживать на территориях заповедников, национальных пар­ков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Рос­сийской Федерации об особо охраняемых природных территори­ях (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»).
  • Беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях заповедников, национальных парков, их ох­ранных зон для проверки соблюдения требований законо­дательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»).
  • При исполнении служебных обязанностей (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»):
  • применять в установленном порядке специальные средст­ва - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, уст­ройства для принудительной остановки транспорта, слу­жебных собак;
  • носить, хранить и применять служебное огнестрельное ору­жие.
  • отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни или здоровью должностных лиц, членов их семей или граждан, исполняющих возложенные на них законом обязанности по охра­не объектов животного мира;
  • задержания лиц, подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, или оказывающих вооруженное сопротив­ление,    или отказывающихся выполнить законное требование должностного лица о сдаче оружия;
  • отражения вооруженного или группового нападения на слу­жебные, жилые и иные помещения, принадлежащие должностным лицам;
  • подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
  • Пользоваться также всеми правами должностных лиц госу­дарственной лесной охраны и других федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей сре­ды (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»).
  • посещать в целях проверки организации, объекты хозяйствен­ной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, обо­ронные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления госу­дарственного экологического контроля материалами;
  • проверять соблюдение нормативов, государственных стан­дартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выпол­нение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  • проверять соблюдение требований, норм и правил в облас­ти охраны окружающей среды при размещении, строительст­ве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуата­ции производственных и других объектов;
  • проверять выполнение требований, указанных в заключе­нии государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  • предъявлять требования и выдавать предписания юридиче­ским и физическим лицам об устранении нарушения законода­тельства в области охраны окружающей среды (при этом требо­вания об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом);

Cтатьей 31 Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, в том числе: производить остановку и досмотр транспортных средств, про­верку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время её транспортировки, в местах складировании и переработки.

Помимо вышеперечисленных прав, главным государственным инспекторам по охране территорий  заповедников и национальных парков и их заместителям предоставлено право:

  • Рассматривать дела об административных правонарушени­ях (ст. 23.25 КоАП), предусмотренных ст. 8.39 КоАП (нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).
  • Предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взы­скании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нане­сенного природным комплексам и объектам заповедников, наци­ональных парков, их охранных зон в результате нарушений уста­новленного режима (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»).
  • Запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»).
  • Направлять в правоохранительные органы материалы о на­рушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Прикреплённые файлы: